Администрация Харбинского СМО Республики Калмыкия
Республика Калмыкия, Юстинский район, п.Харба, ул.Партизанская , д.4

Всемирный день качества. Учимся правильно читать этикетку товаров

Автор: Роспотребнадзор разъясняет
Всемирный день качества. Учимся правильно читать этикетку товаров.
Всемирный день качества (англ. World Quality Day) — ежегодное мероприятие, отмечаемое во многих странах мира каждый второй четверг ноября, в 2024 году Всемирный день качества отмечается 14 ноября. Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН). Впервые мировая общественность отметила этот день в 1989 году. Цель Всемирного дня качества в повышении значения высокого качества продукции и услуг, а также в активизации той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей. Право потребителя на приобретение качественного товара закреплено в Законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями). Выбирая товары в магазине, покупатели, в первую очередь, смотрят на этикетку. В связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия доводит до сведения потребителей информацию об обязательных требованиях, предъявляемых к маркировке пищевой продукции в настоящее время. Маркировка пищевой продукции, нанесенная на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Если продукт произведен не в России, должна присутствовать дублирующая информация на русском языке. Наименование продукта несет в себе чрезвычайно важную информацию. Обращайте внимание не только на короткое и броское название товара, но и на его полный вариант. В развернутой формулировке наименования продукта производитель указывает подробное и точное описание товара с указанием всех его особенностей и видов обработок. В соответствии с законодательством, наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции. Необходимо знать, что не допускается нанесение надписи «экологически чистый продукт». Вместо этого допускается указывать метод выращивания: «с использованием только органических удобрений», «без применения пестицидов» и т.д. При этом у изготовителя обязательно должно быть подтверждение указанной информации. Чистый вес, объем или количество продукта – обязательная информация, размещаемая на этикетке. Напомним, что объем жидких фасованных продуктов измеряется в литрах, миллилитрах, кубических сантиметрах или дециметрах, а вес твердых и сыпучих продуктов – в граммах и килограммах. При этом количество указывается как «масса нетто», то есть, без учета веса упаковки. Если продукт состоит из жидкости и твердых ингредиентов - указываются массы нетто обоих компонентов. Так делают при маркировке сиропов, маринадов и т.д. Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись "Состав". В составе обязательно должны быть указаны сведения об используемых в процессе изготовления продуктов пищевых добавках, биологически активных добавках, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента. Производитель обязан проинформировать покупателя о содержании веществ, которые могут повлиять на здоровье. Пищевые добавки – различные антиокислители, глазирователи и т.д. – указываются под своим названием, или в виде индекса Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системы (Е). Подсластители – сорбит, ксилит и др. – должны сопровождаться предупреждением: «Потребление более 15-20 г в сутки может оказать послабляющее действие». При использовании биологически активных добавок (БАДов) производитель обязан проинформировать о противопоказаниях при отдельных видах заболеваний. Также должна присутствовать надпись: «Не является лекарством». Обращайте внимание на указанный на этикетке вид ароматизатора: натуральный, идентичный натуральному или искусственный. Некоторые вещества могут вызывать аллергическую реакцию и их употребление противопоказано при отдельных видах заболеваний. Поэтому обращайте внимание на присутствие как самих этих веществ, так и продуктов их переработки в составе продукта. К ним относятся: злаки, содержащие глютен, ракообразные и моллюски, яйца, рыба, арахис и орехи, соя, молоко, сельдерей, горчица, кунжут, люпин, диоксид серы и сульфиты, аспартам и его соли. При наличии пищевой аллергии или специфических заболеваний обратите особое внимание на присутствие в выбранном продукте аллергенов или нежелательных компонентов. Любую информацию о специальных питательных, лечебных, диетических и других особых свойствах производитель может разместить на этикетке только при наличии у него подтверждения указанной информации. Пищевая ценность продукта имеет два основных критерия: калорийность (энергетическая ценность) и содержание питательных веществ. Помните, что для вашего здоровья лучше, чтобы в продукте присутствовали преимущественно сложные углеводы, ненасыщенные жиры, белок, клетчатка, как можно меньше сахара, насыщенных и трансжиров. Под калорийностью понимается количество тепловой энергии, которое вырабатывается организмом человека при усвоении 100 г, 100 мл или 100 куб. см продукта. Измеряется в килокалориях и килоджоулях. Калорийность продукта напрямую зависит от содержания в нем питательных веществ. Второй показатель рассказывает нам о количества белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов в 100 г (мл, куб. см) продукта. Эти сведения могут не приводиться, если содержание этих элементов в 100 г (мл, куб. см) продукта составляет 2%, а для минеральных веществ и витаминов – менее 5% от рекомендуемого суточного потребления. С октября 2019 года на продуктах российских производителей появилась цветовая маркировка, которая предупреждает о количестве соли, сахара, жиров и трансжиров. Срок годности - период времени, в течение которого пищевые продукты остаются безопасными для употребления. Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства. Эти сроки исчисляются с даты изготовления продукта и устанавливаются с учетом условий его хранения. Условия хранения указываются на товарах, требующих определенной температуры, влажности, светового режима сохранности продукта. Для консервов отдельно могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки. Поэтому при покупке обращайте внимание на эту информацию и на целостность упаковки. Нарушение условий хранения могут сделать продукты небезопасными для здоровья. Информация об изготовителе указывается на этикетке в обязательном порядке: адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (для импортной продукции). Допускаются надписи: «изготовлено под контролем…», «изготовлено по заказу…», «изготовлено для…» с указанием наименования и юридического адреса контролирующей организации или заказчика. На этикете может присутствовать утвержденный товарный знак. Производитель может поместить на товар дополнительную информацию о себе: адрес сайта, группы в соцсетях и др. Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, также обязательное условие маркировки товара. Для большинства основных видов продуктов питания имеется разработанный и утвержденный государственными органами стандарт – ГОСТ. Также изготовитель может разработать собственные технические условия – ТУ. Для большинства пищевых продуктов отметка о том, что они соответствуют именно ГОСТу, является признаком качества. На импортных продуктах подобные отметки могут не ставиться. Рекомендации по приготовлению блюд обязательно размещаются на концентратах, полуфабрикатах, изделиях, правильное использование которых «без подсказок» затруднено, а неправильное может нанести вред потребителю или испортить продукт. В остальных случаях рекомендации наносятся на этикетку по усмотрению изготовителя. Назначение и условия применения указываются на этикетках таких категорий продуктов, как детское и диетическое питание, биологически активные добавки. Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов размещается на товарах, подлежащих обязательной оценке соответствия. Такие товары не могут поступать в продажу без наличия одного из знаков: знак соответствия требованиям Технических регламентов Евразийского экономического союза (знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза), знаки соответствия товара требованиям международных систем качества. К такой продукции относятся: молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, зерно, питьевая вода упакованная, масложировая продукция, соковая продукция из фруктов и овощей, мясо и мясная продукция, отдельные виды специализированной пищевой продукции, в том числе диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание, иная пищевая продукция. Штрих-код – закодированная информация о важных параметрах продукта, которая наносится изготовителями, продавцами на упаковку в виде чередования штрихов и пробелов. Штрих-код используется для идентификации товара техническими средствами, например, магазинными сканерами. С 2019 года на территории Российской Федерации введена обязательная маркировка товаров средствами идентификации – кодами DataMatrix. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации утвержден распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р. DataMatrix — двумерный матричный штрихкод в форме квадрата или прямоугольника. Представляет группу монохромных (черных и белых) ячеек с четным количеством строк и столбцов. Модули, из которых состоит DataMatrix, чаще всего имеют форму квадратов. Код DataMatrixнаносится изготовителем (импортером) на каждую единицу потребительской упаковки товара. DataMatrixпозволяет идентифицировать товар и отследить весь путь его движения от производителя до конечного покупателя. Штрихкод вмещает в себя до 2 Кб информации. В нем можно зашифровать не только название и цену товара, но и другие сведения: • завод-изготовитель; • материал; • потребительские свойства: цвет, размер, фасон; • страна происхождения; • дата производства, срок хранения и т. д. Основная цель цифровой маркировки - прозрачность товарооборота на Российском рынке. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы - повышение уровня безопасности потребителей, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. Покупатель, используя на смартфоне приложение «Честный знак», может проверить выбранный продукт по базе данных Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (кодами DataMatrix). В приложении «Честный знак» у потребителя есть возможность сообщить о выявленном контрафакте. Обращаем внимание потребителей, если информация на этикетке неполная, нечеткая, только на иностранном языке или перекрыта иными наклейками, которые затрудняют понимание качества и особенностей продукта – это серьезный повод отказаться от покупки такого товара! Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», изготовитель, продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, то есть до заключения договора купли-продажи товара.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике